Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
Голосование
Уважаемые родители! Занимаетесь ли Вы со своим ребенком физкультурой и спортом?
Всего 21 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 45 человек

Консультации учителя-дефектолога

Дата: 9 февраля 2016 в 11:18, Обновлено 1 февраля в 09:16
Автор: Варец М. К.

Массаж карандашами


Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.  
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.   
Все педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? 
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. 
    Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.
  
    «Мой маленький друг!
     В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие,  тонкие, толстые, шестигранные, разноцветные. 
     Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. 
     А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.
     Возьми свои карандаши и поиграй с ними!"


Рекомендации к проведению данного вида массажа:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.
4.Предлагаемые Вам ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу на фронтальном занятии.

 

 Варианты упражнений:
    • «Скольжение» 
Продвижение вверх и вниз по дли­не карандаша, захватив его паль­цами, как при рисовании, и с упо­ром острым концом в стол. 
Инструкция: «Держи пальцами длинный каран­даш так, как ты его дер­жишь, когда рисуешь. Крепко со­жми пальцы рук. Двигайся по ка­рандашу сначала вверх, потом вниз».
Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
    • 
«Ладошка» 
Обрисовка тупым концом каранда­ша ладони, лежащей на столе. Массаж карандашом межпальцевых зон. 
Инструкция: «Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколь­ко раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки:  «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
     • 
«Эстафета» 
Передача карандаша поочередно каждому паль­чику из правой в левую руку.
Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой ру­ки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой ру­ки.  Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».
Проговаривание рифмовки:  «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
      • 
«Качалочка» 
Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж меж­пальцевой зоны.
Инструкция: «Прокати карандаш между пальчи­ками. Постарайся его не уронить».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
       • 
«Добывание огня» 
Прокатывание карандаша ладонями.
Инструкция: «Положи карандаш на правую ладош­ку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быст­рее от кончиков пальцев к запяс­тьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами». 
Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».
      • 
«Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».

  • «Пианино»

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев

Инструкция: «Прижимай карандаш кончиком каждого пальца»

  • «Волчок»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами

Инструкция: «Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами»

Рифмовка: «По столу круги катаю, карандаш не выпускаю»

  • «Подъемный кран»

Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем

Инструкция: «Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками»

Рифмовка: «Карандашик поднимаю. Крепко пальцем прижимаю»

  • «Вертолет»

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами

Инструкция: «Возьми карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро, как винт вертолета»

Рифмовка: «Отправляется в полет наш красавец-вертолет»

  • «Качели»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола

Инструкция: «Положи карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша

Рифмовка: «Покатаю вверх и вниз - крепче, карандаш, держись!»


Систематическое использование перечисленных упражнений доказало следующее:
· Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
· В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Подготовила учитель -дефектолог Масловская Е.Н.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Читать далее...

Развиваем звуковую сторону речи

   Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную форму. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства ) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.  А.Н.Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.  Читать далее...

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.